Очень часто снимки, имеющие очень высокий или очень низкий ракурс, представляют собой наиболее значимый интерес, чем те, которые были сделаны на уровне глаз. Одной из причин, объясняющих это, является то, что человек привык видеть всё с высоты своего роста.
Высокий ракурс съёмки
Верхняя точка съёмки имеет особенность: все объекты переднего плана проецируются на фон нижней поверхности (например, земли). И, конечно, зритель воспринимает специфически подобное изображение: создаётся впечатление, что предметы переднего плана утратили свою высоту. Верхние точки, помимо всего прочего, гарантируют создание выразительного образа широких пространств, а также чёткое выявление положения фигур в пространстве.
Преимущество съёмки с высокого ракурса заключено в том, что создаётся эффект "высоты птичьего полёта". Если была выбрана верхняя точка съёмки, то изображение может приобрести необычную композицию - ведь зафиксированное указанным способом положение предметов невозможно больше увидеть ни под каким другим углом. Подобный приём может оказаться полезным, при съёмке натюрморта, когда фотограф желает создать гармоничную композицию, которая включает в себя объекты разного размера. Ведь при взгляде сверху вниз высокие предметы "сплющиваются".
Если при работе с натюрмортом проблема съёмки с верхней точки решается довольно просто при помощи штатива, то при натурных съёмках, чтобы получить вид сверху надо, хорошо ориентируясь на местности, выбрать для точки съёмки наиболее подходящее место. Таким местом может быть вершина холма, окно верхнего этажа дома.
Стоит отметить, что верхняя точка съёмки приносит неодинаковый эффект в разных жанрах фотографии. Например, в портретной съёмке такой ракурс используют, если хотят подчеркнуть уязвимость и слабость персонажа. Ведь в этом случае в кадре лица окажутся сплюснутыми. Портретную съёмку с высокого ракурса применяют также, когда желают изобразить ребёнка с точки зрения взрослого.
Что же касается архитектурных объектов, то высокая точка съёмки может помочь очень выгодно подчеркнуть те особенности здания, которые простым прохожим просто никогда не видны - а значит, зритель, рассматривающий такую фотографию, будет приятно удивлён.
Съёмка с верхней точки также очень выгодна при ландшафтной фотографии, так как вид сверху поможет избежать попадания в кадр линии горизонта или неба. У фотографа в этом случае есть неплохие шансы изобразить сельский пейзаж в необычном ракурсе.
Нижний ракурс съёмки
Главная особенность съёмки с нижнего ракурса заключается в том, что в кадре размер предмета оптически увеличивается. Если в кадре мелкие предметы становятся крупнее, то передать их форму становится легче. Вот почему нижний ракурс полезен при съёмках натюрмортов, когда требуется выстроить композицию из мелких предметов.
Если фотокамера установлена на низкой точке, даже на фоне обширного задника предметы переднего плана буду выглядеть крупнее. Таким образом, мелкий передний план можно оптически увеличить с помощью широкоугольного объектива. При этом в кадре появится глубокая перспектива, но сохранится фокусировка на отдалённых предметах.
На ландшафтной съёмке применение нижнего ракурса поможет избежать появления в кадре маловыразительных или пустых участков. Ведь при съёмке с нижнего ракурса возможно в качестве центра композиции выбрать какую-нибудь мелкую деталь пейзажа на переднем плане (отдельный цветок, камешек и т. д.).
Что же касается съёмки с нижнего ракурса на улице, считается, что съёмка с низкой точки поможет создать акцент на высоте объекта. Но при этом таким приёмом рекомендуется не злоупотреблять. Ведь чем выше здание, тем требуется больший угол съёмки. Следует знать, что в этом случае перспектива обязательно исказиться.
Приём нижнего ракурса очень полезен при проведении портретной съёмки, если фотограф желает подчеркнуть значимость или могущественность человека, чей фотопортрет создаётся. Такой же приём окажется полезным, когда создается фотопортрет ребёнка - в этом случае ребёнок будет выглядеть более уверенным и независимым.
Заключение
Выбор нижней или верхней точки съёмки - это изобразительный приём. А любой изобразительный приём требует логического обоснования, которое обусловлено как содержанием снимка, так и идеей фотографа.